MICHAEL TUCCI: «ЧИСТЫЙ, НО АЛЧНЫЙ»
-------------------------------
#TopZvuk #Logic_Pro #Pro_Tools
Техника и творчество в мастеринге
Мы попали в святую святых мастеринга – одну из четырех студий нью-йоркской компании Masterdisk. Наш собеседник – молодой, но уже крайне востребованный инженер Майкл Туцци любезно согласился приоткрыть некоторые секреты классического нью-йоркского мастеринга. В тот вечер он работал над тремя проектами, но смог найти время и для беседы.
– Как получилось, что ты занялся именно мастерингом?
Как и многие подростки, лет в 14–15 я подсел на рок-музыку и начал играть в группах. С этого момента идея сделать собственную хорошую запись была не менее важна, чем сыграть «крутой» концерт. Свою первую запись я спродюсировал на встроенный конденсаторный микрофон кассетного бумбокса Magnavox. Двигал его ближе-дальше от комбиков и барабанов – в общем, действовал в стиле технологии 50-х. Помню записью остался очень доволен (смеется). Наверное, это было в 1996 году.
Честно говоря, я не мечтал стать звукорежиссером – просто нужно было продолжать как-то записывать музыку, которую мы играли. И следующим шагом после бумбокса стала восьмиканальная портостудия Roland VS-880. Работа на портостудии – это очень увлекательный процесс. Если подойти к нему достаточно творчески и оригинально, можно получить интересный результат.
Потом настал момент, когда мы, конечно, доросли и пошли в нормальную студию. Там я внимательно наблюдал за всеми звукорежиссерами, активно участвовал в сведении, постоянно лез к ним с предложениями: «Поднимите громкость на этом канале, приберите тот»… В общем, осложнял им жизнь, как мог, и учился на собственном опыте, из воздуха, ни в какие звуковые школы я не ходил, и слава богу.
Со временем я уже сам стал сводить в Pro Tools, осваивать навыки работы с коррекцией и компрессией. И так шаг за шагом я подошел к тому, что следует за микшированием – мастеринг. Один мой друг звукорежиссер убедил меня, что из меня получится хороший мастеринг-инженер – я раньше вообще об этом не задумывался. Однако, поразмыслив какое-то время, я пришел на Masterdisk. Начинал ассистентом у Хоуи Вэйнберга (Howie Weinberg, среди прочего делал мастеринг Nevermnid и всех альбомов Smashing Pumpkins) – носил кофе, драил туалеты и выкидывал мусор. Удовольствие не из больших, но зато я мог присутствовать на сессиях, куда посторонних не допускали. Честно говоря, я не сразу сообразил, что Хоуи работал с Нирваной, но, как-то внимательно пересматривая конверт моей копии Nevermind, чуть не рухнул в обморок. Когда Хоуи перебрался в Лос-Анджелес, я стал ассистировать Энди Ван Дэтту (Andy Van Dette). Наверное, именно Энди научил меня всему – он самый мудрый и терпеливый человек, которого я встречал. Даже когда я задавал вопросы чудовищной глупости, он не терял самообладания. А ведь это один из самых звездных мастеринг-инженеров на планете – недавно в этой комнате он делал ремастеринг полного каталога Rush.
– Как состоялся твой дебют?
Первый проект, который я сделал самостоятельно, был альбом
Monotonix «Not Yet» спродюсированный Стивом Альбини. Я большой фанат этой группы и знал, что они готовят к выпуску новый альбом. Набравшись храбрости, я написал на их лейбл и предложил свои услуги. В ответ лейбл прислал полудюймовые мастер-пленки. О, боже – я никогда до этого не работал с пленкой!!! Спасибо Энди, он следил за тем, чтобы я не уничтожил мастер (смеется). Получилось здорово, и после этого заказы просто посыпались на меня.
– Какое оборудование ты используешь?
– Я стараюсь работать на аналоге. В этой студии у нас винтажная консольGeorgeNeumannGmbHSP272. В нее встроен параметрический эквалайзер Sontec MES-430B (Parametric Disc Mastering Equalizer) – это очень мощный прибор.
Чем больше его используешь, тем тоньше начинаешь его чувствовать и понимать – у каждого инженера есть свои любимые частоты, свои маленькие хитрости. Например, 1,25 кГц – очень важная частота, и с ней можно очень интересно работать, особенно когда в твоих руках Sontec.
Еще у нас тут «родные» ноймановскиеin/out-контроллеры RV 72, OE DUO 3-band EQ– очень чувствительный эквалайзер с характерным виниловым привкусом – +/– 1 дБ дает существенную разницу, и еще один родной эквалайзер PEVb. Есть компрессор NTP 179-120, но я использую его редко, потому что у нас есть GML8900. Это абсолютно волшебный прибор – именно он в итоге заставляет запись звучать именно как запись.
У нас есть еще Manley Massive Passive EQ– ламповый эквалайзер с хорошими фильтрами низких и высоких частот. Manley хорошо подходит для хип-хопа – отлично раскачивает все, что ниже 1кГц вплоть до самого низа. После всего сигнал идет на Waves L2 Ultramaximazer (железо) и уже только потом в компьютер, так что на выходе у нас получается плод любви аналога и цифры.
– Какие мониторы вы используете?
– В этой комнате установлены две линии мониторов –Altec Lansing Model Nineteen, кажется 1977 года, и Meyer Sound HD-1. Altec звучат очень развернуто, а HD-1 прекрасно подходят для контроля за низкими частотами. Есть также Yamaha NS10M Studio.
Предвкушая твой следующий вопрос, скажу, что в каждой из четырех комнат Masterdisk стоит разное оборудование. Конфигурация одинаковая, но сами приборы могут различаться по моделям и производителям – их подбирал Скотт (Scott Hull) и старшие инженеры. Я не могу разглашать полный перечень приборов, который они используют. Мастеринг – это ведь такой странный микс науки и творчества. На самом деле многие наши клиенты приходят на студию не за конкретными приборами, а к конкретным инженерам – так что человеческий фактор не менее важен, чем марка компрессора или эквалайзера.
– Многие музыканты не понимают, что такое мастеринг…
– К сожалению, я встречал это непонимание даже в среде звукорежиссеров. Не так давно я был в одной очень хорошей нью-йоркской студии и спросил их инженера, делает ли он мастеринг. На что он мне ответил: «Да ну, это все фигня – я просто прогоняю через плагинL2…» Я не хочу ни с кем спорить, но все же мастеринг это не процесс повышения громкости. Скорее, это финальная сборка записи.
Недавно американский Rolling Stone описал звук записи, над которой я работал фразой clean but greedy («чистый, но алчный». – Ред.). Я думаю это очень точное определение того, как я работаю с записью. Дайте мне поп-песню, и я все равно добавлю в нее чуть-чуть природного дисторшна.
СПРАВКА :
Майкл Туцци (MichaelTucci) родился в Нью-Йоркском районе Квинс в 1983 году.
В возрасте 27 лет Майкл устроился на Masterdisk сперва в качестве ассистента у Хоуи Веинберга (Howie Weinberg), затем у Энди Ван Дэтта (Andy Van Dette). Сегодня Майкл один из самых востребованных мастеринг-инженеров Нью-Йорка, работающих со многими местными и иностранными независимыми артистами. Среди его клиентов– Steve Albini, John Agnello, Sune Rose-Wagner, Monotonix, Ninjasonik, Surfer Blood, Das Racist, Drag CityRecords, DJ Teenwolf, Wizardry, Right On Dynamite, Hidden Ratio, The Whims, Gentleman Thieves, Ghostmall, WOW!, The So So Glos и многие другие.
С братом Билли (Billy Tucci) играет в авангардном панк-рок дуэте The Unstoppable Death Machine.
Справка 2:
Masterdisk– легендарная мастеринговая и мультимедийная студия, расположенная на Западной, 45-й улице Манхеттена в Нью-Йорке. Предоставляет услуги по мастерингу, нарезке виниловых матриц, производству Enhanced CD и DVD.
Студия была основана в 1973 году как дочерняя звукозаписывающая и мастеринговая студия Mercury Records. Среди первых инженеров Masterdisk был легендарный Гилберт Конг (Gilbert Kong), работавший в первой половине 70-х с альбомами Рода Стюарта (Rod Stewart), и Бачман-Тернер Овердрайв (Bachman – Turner Overdrive).
Специалистом по мастерингу синглов в то время считался Фил Остин (Phil Austin) – его работу можно услышать на стюартовских хитах Maggie May и You Wear It Well, Beautiful Sunday Даниэла Буни (Daniel Boone), I Love Тома Ти. Холла (Tom T. Hall), «How Do You Do» Mouth & MacNealиGotcha Джо Тэкса(Joe Tex).
Среди прочих артистов такие имена, какSting, Jay-Z, Kanye West, Spoon, Gorillaz, Nirvana, Lou Reed, U2, John Zorn, DMX, The Rolling Stones, Steely Dan, Bob Dylan, Frank Ocean, Jimi Hendrix, Rush, Paul McCartney, Metallica, Roxy Music, The Police, NWA, Beastie Boys, Michael Buble, Gorillaz, Herbie Hancock, Emmylou Harris, Sonic Youth, The White Stripes, Prince, ZZ Top, The Red Hot Chili Peppers, Pixies, Celine Dion, Miles Davis и многие другие.
Нынешний владелец Masterdisk Скотт Халл (Scott Hull) пришел на студию в 1984 году в качестве ассистента еще одной легенды звукорежиссуры – Боба Людвига (Bob Ludwig). В 1999 году был назначен шеф-инженером, а в 2008 году выкупил студию у прежнего владельца.
Владимир Комаров