ТопЗвук Россия - сообщество о звукорежиссуре. #TopZvuk
Больше всех! Максимизация громкости Ваших треков.
Мы предлагаем некоторые советы для того, чтобы Вы смогли сделать звук Ваших треков таким же громким, как у коммерческих записей, но при этом не слишком жертвовали звуковым качеством.
Я участвовал во многих дискуссиях с профессиональными мастеринг-инженерами, и поиски «громкости любой ценой» являются одной из главных проблем, поскольку обработка, вовлечённая в достижение этого, часто вредна для других аспектов музыки. С другой стороны, они достаточно реалистичны, чтобы признать, что их работы должны сравниваться по громкости с другими коммерческими релизами. В противном случае, будет значительное неравенство в уровне, когда их треки будут воспроизводиться рядом с другими. По этой причине, вместо того, чтобы выписать один универсальный рецепт по максимизации громкости, я собираюсь рассмотреть некоторые стратегии, которые Вы можете применить, и обсудить вредные побочные эффекты, которые Вы можете испытать. Но прежде всего, какова же громкость в контексте цифровой записи?
Цифровая громкость.
Как и аналоговые системы, цифровые рекордеры могут терять часть полезного сигнала, если он записывается на низком уровне и не достигает максимумов в полном цифровом масштабе. Так что, надлежащее использование доступного динамического диапазона является одной из главных задач. В действительности, Вы должны, конечно, оставить несколько децибелов запаса прочности, но надо пытаться оставит не больше, чем это требуется. Большинство DAW имеют в своём арсенале процесс, известный как нормализация. Она ищет самый громкий пик в файле, а затем усиливает громкость всего файла так, чтобы этот самый громкий пик просто достиг максимально возможного значения уровня. Нормализация может использоваться, чтобы поднять уровень тихо записанных звуковых файлов, и хотя процесс нормализации восстанавливает оптимальный пиковый уровень, он не возвращает разрешение, потерянное из-за записи на слишком низком уровне. Кроме того, одна только нормализация не может гарантировать, что трек будет казаться громким, потому что наш слух более чувствителен к среднему уровню сигнала, чем к пикам.
Многие коммерческие компакт-диски несут на себе печать тяжёлого клиппинга. Зачастую, это серьёзно ставит под угрозу звуковое качество.
Следовательно, чтобы создать громкий трек, требуется высокий средний уровень. Как большинство из Вас уже знает, самые высокие пиковые уровни в типичном миксе прибывают из барабанных и басовых звуков. Чтобы получить мастерски приятный баланс, другие элементы микса, такие, как подклады, лидирующие инструменты и вокалы, могут быть смикшированы на более низком уровне, чем эти высокоэнергетические элементы. Однако, первые шаги к громкости начинаются задолго до того, как Вы доберётесь до мастеринга – для максимальной мощности Вы должны выбрать подходящие барабанные и басовые звуки, которым свойственно «естественное» громкое звучание. Лучший способ проиллюстрировать, что я подразумеваю под этим, состоит в том, чтобы взять, к примеру, синтезаторный басовый звук, который использует довольно чистую синусоиду для формирования своего тона. Воспроизводя его через большую акустическую систему, Вы будете просто потрясены басами, но включив его же через маленькие колонки, Вы услышите, что вся мощь куда-то утерялась. Это произошло из-за того, что такие колонки просто не способны воспроизводить очень низкие частоты. Предположим, что поднять уровень басового звука мы уже не можем, поскольку он и так уже близок к цифровому максимуму. Так что же мы ещё можем предпринять, чтобы сделать это громче?
Мы уже знаем, что наши уши более чувствительны к среднему звуковому уровню, и если Вы сможете «удлинить» перкуссионный или быстро спадающий синтезаторный звук, то он будет воспринят как более громкий по сравнению с короткой версией той же волновой формы. Также Вы сможете легко заметить, что один и тот же звук (с одной базовой частотой, продолжительностью и амплитудой), но с большим количеством гармоник, будет всегда казаться громче, чем чистый тон. Если Вам по душе впечатление от чистого басового тона, то Вы можете очень тонко добавить гармоники, обрабатывая его через плагины искажения, эмуляторы лампового насыщения или даже через гитарные педали эффектов. Есть также специализированные процессоры, такие, как плагин Waves Maxxbass, которые уменьшают уровень фундаментальных частот и усиливают уровень высших гармоник. Это позволяет достичь более громкого и «большого» звука, но не занимая при этом очень большого динамического пространства (динамической высоты). Концепция мощного басового звука фактически заключается в том, что наши уши (и мозг) дают компенсацию уменьшению (или даже отсутствию) фундаментальных частот за счёт их высших гармоник. Это означает, что Вы можете получить очень сильный басовый звук, содержащий достаточно мало (или вообще не содержащий!) каких-либо фундаментальных частот. Этот парадокс и эксплуатируется очень аккуратно плагином Maxxbass. Хотя, с другой стороны, Вы можете более пристально исследовать свои синтезаторы и сэмплерные библиотеки, чтобы поискать альтернативные звуки, которые субъективно кажутся «больше».
Барабаны надо рассматривать немного по другому, поскольку они всегда начинаются с резкой атаки. Хотя есть некоторые синтезаторные и басовые звуки, имеющие аналогичный «шип» в начале. Есть предел того, насколько барабанный удар может быть расширен в длине, чтобы заставить его казаться громче. Тем не менее, есть некоторые способы сделать это. Возвращаясь к источникам звука, можно заметить, что акустические барабаны, которые используют меньше демпфирования, производят более длинные звуки, чем тот же самый комплект, но с тяжёлым демпфированием. Из этого следует, что заглушенный комплект будет казаться более тихим. Также верно, что барабаны, записанные в «живой» комнате, будут звучать громче, чем те, что записывались в сильно заглушенном помещении. Причина этого – ранние отражения, которые укрепляют и удлиняют основной звук, даже при том, что пиковые уровни могут быть практически одинаковыми. Если у Вас нет подходящей «живой» комнаты, или если Вы работаете с «сухими» барабанными сэмплами, то искусственные ранние отражения или окружающая реверберация (совместно с осторожной компрессией) могут применяться для достижения этого эффекта.
Теперь поговорим о «шипе» на переднем крае звука. Чем выше этот «атакующий шип», тем больше динамический контраст между пиковым и средним уровнем, который переводит звук в субъективно меньшую громкость. К счастью, есть несколько стратегий, которые могут использоваться здесь. Самая очевидная – использовать быстрый лимитер, который уменьшит пиковый уровень и позволит Вам увеличить общую громкость в пределах трека, не волнуясь при этом о клиппинге. Вы также можете достичь подобного эффекта, используя компрессор с быстрой атакой и быстрым восстановлением (от 10 до 50 мс). Установив высокое отношение (более 10:1) и соответствующий порог (чтобы получить уровень подавления 3 – 6 dB), Вы должны использовать make-up контроль компрессора, чтобы увеличить громкость до прежнего уровня. Вы можете выгадать несколько децибелов и не поставить свой звук под какую-либо угрозу. Эта стратегия может использоваться как на индивидуальных звуках, так и на петлях. Учтите, что готовые барабанные лупы уже могут быть обработаны подобным образом.
Другой способ ограничить пики состоит в том, чтобы использовать устройства (плагины) с мягким клиппингом, такие, как эмуляторы ламповой сатурации или процессоры искажения (с умеренным урегулированием). Все, вызывающие искажение плагины и устройства, уменьшают пиковые уровни обрабатываемых сигналов, но действуют, в большей степени, не так как компрессоры и лимитеры, которые повышают общую громкость, а за счёт воздействия на индивидуальные циклы звуковой волны и генерации гармонических искажений. Умеренное искажение может заставить барабаны казаться более яркими, «качовыми» и субъективно громкими. В некоторых ситуациях Вы можете получить более впечатляющий результат, если вместо лимитера примените устройство искажения: понижение пикового уровня компенсируется тем, что добавленное искажение заставляет вещи казаться громче. И нет ничего против одновременного использования обоих этих процессов – искажения и быстрого лимитирования. В любом случае, старайтесь не слишком экстремально обрабатывать свои индивидуальные звуки, поскольку Вы будете применять ещё больше обработки, когда доберётесь до стадии мастеринга.
Партизанский мастеринг
Пока что я фокусировался на проблемах, которые возникают на стадии сведения, но есть много вещей, которые Вы можете сделать на стадии мастеринга, чтобы заставить Ваши миксы казаться «большими». Не все вещи, которые я собираюсь предложить, считаются хорошей мастеринговой практикой. Но все они могут применяться (и применяются) для производства популярной и танцевальной музыки. Самый простой из всех процессов – «улыбающийся» эквалайзер (называется так, потому что на графическом эквалайзере ползунки формируют кривую, похожую на улыбающийся рот). Средние частоты здесь мягко прибираются на несколько децибелов. Это, грубо говоря, имитирует АЧХ комбинации уши / мозг при прослушивании музыки на достаточно высоком уровне. Любой достаточно гибкий эквалайзер позволит Вам сделать это, и самая эффективная область для сокращения лежит между 200Гц и 1кГц. В качестве альтернативы Вы можете использовать такой процессор, как SPL Vitalizer, который автоматически формирует «улыбку», используя сравнительно немного средств управления. В дополнение к тому, что «улыбка» заставляет музыку звучать более «качово», она также может увеличить ясность и предотвратить путаницу в середине.
После этого наступает очередь компрессии (хотя, если Вам нравится звук, Вы можете использовать её и до эквайлизации). В условиях максимизации громкости многополосная компрессия более предпочтительна, поскольку динамические изменения в одном конце спектра никак не влияют на обработку в другом (изменения в уровне низких частот не модулируют верха). В принципе, то, что мы собираемся здесь сделать является довольно тонкой вещью, то зачастую, с не меньшим успехом Вы можете использовать и полнодиапазонный компрессор. Вы должны уплотнить общий динамический диапазон довольно нежным способом, устанавливая низкое отношение (1,1:1 или 1,2:1) и настраивая порог так, чтобы получить подавление 3 – 4 dB. Вы будете нуждаться в довольно быстрой атаке и в самом коротком времени восстановления, которое возможно без слышимого эффекта «накачки». Начинайте с атаки в 5 мс и восстановления 50 мс, а затем регулируйте время восстановления, пока не получите самый естественный звук. Не волнуйтесь, что атака в 5 мс пропустит какие-либо транзиенты, потому что после компрессора Вы должны установить лимитер, чтобы уладить подобные вопросы. Во время сведения Вы можете использовать компрессор в роли лимитера, но на стадии мастеринга, как я считаю, он будет работать не столь же хорошо. Так что используйте специализированные плагины-лимитеры, типа Waves L1, Emagic Adaptive Limiter или TC Works mastering limiter. Пользователи аппаратных средств найдут подобные возможности в таких устройствах, как TC Finalizer и Drawmer Masterflow. Как правило, стремитесь не больше, чем к 6dB подавления, но тем не менее, тщательно слушайте результат на предмет наличия побочных эффектов. В некоторых случаях Вы сможете достичь ещё больших результатов без слышимых артефактов, а в некоторых других – наоборот, не сможете получить и этого, поскольку звуковое качество начнёт страдать ещё раньше. Главное, к чему надо в первую очередь прислушиваться – это «перекачка» громкости, потеря деталей и ясности.
К этому времени Ваша музыка должна быть значительно громче, чем это было изначально, но Вы можете пойти ещё дальше, используя плагины-эмуляторы ламповой или ленточной насыщенности (как например Dsound VL2 для платформы TC Powercore). Это имеет несколько различный эффект, если применять такую на индивидуальных треках или на всём миксе (поскольку во втором случае затрагивается смесь всех звуков). Такие процессы лучше всего применять перед лимитированием, но поскольку изменение последовательности обработки приводит к немного различным результатам, то у Вас будет повод поэкспериментировать, чтобы увидеть, что лучше всего подходит для данного трека.
Последнее оружие в арсенале «партизанского мастеринга» - добрый старомодный клиппинг. Народная мудрость гласит, что никогда нельзя допускать цифрового клиппинга (цифровой перегрузки), поскольку это обычно звучит ужасно; но одинаково верно, что короткие взрывы клиппинга могут допускаться, не вызывая никакого повреждения звука – просто потому, что эти события слишком коротки для наших ушей. Продолжительность (период) этих всплесков не должна превышать 1 мс (44 сэмпла при частоте дискретизации 44,1кГц). Если два или более события клиппинга быстро следуют друг за другом, то их период должен быть уменьшен, чтобы предотвратить слышимые артефакты. Единственный способ узнать, с каким количеством клиппинга Вы ещё можете избегать неприятностей заключается в том, чтобы слушать – и если Вы будете удачливы, то Ваше программное обеспечение также предупредит Вас относительно клиппинга и скажет, сколько подряд идущих сэмплов было подрезано. Когда Вы записываете акустическую музыку, использование клиппинга для достижения пары добавочных децибелов не выглядит хорошей идеей, но когда дело доходит до энергичной танцевальной музыки, то клиппинг часто используется или при сведении, или при мастеринге (а иногда и вместе!) И если Вы не слышите никаких побочных эффектов (или это заставляет звук казаться лучше), то тогда это – честная игра.
Последние слова предостережения
То, что я описал в этой статье, заставит многих мастеринг-инженеров поёжиться, но я думаю, что они согласятся с моим утверждением, что самая важная часть процесса – это слушание. Вы должны рассматривать свои миксы с уважением и использовать хорошую контрольную систему. Неплохо будет поэкспериментировать с вышеописанными процессами, чтобы самостоятельно выявить сильные и слабые стороны и услышать возможные побочные эффекты. Знайте, что чрезмерная обработка может умалить субъективную энергию музыкальной пьесы. Так что старайтесь избежать сплошной «квадратуры» на волновом дисплее Вашего программного обеспечения. Используйте все эти инструменты с заботой и сдержанностью, и Вы удивитесь, когда поймёте, какие перспективы открываются перед Вами. Вы будете знать, что Ваша работа завершилась успехом, когда получите необходимую Вам громкость, но Ваша музыка всё ещё будет давать впечатление от широкого динамического диапазона.
Опубликовано в журнале «Sound on Sound», март 2003 год